Антикомпромат 

Sic et Non Sic (Абеляр)

На главную страницу ] 

Публичная интернет-библиотека Владимира Прибыловского 

На главную

ФАШИЗМ В РОССИИ
(и русской диаспоре)


Фашизм и пограничные
явления (статья 1998)

Западная наука о фашизме и неофашизме
Три разновидности
постсоветского фашизма


Б.Муссолини. Доктрина фашизма
А.Гитлер. Моя борьба
М.Серрано. Воскрешение Героя
14 слов Дэвида Лейна
Ю.Эвола. Указания
по расовому воспитанию

А.Розенберг. Адольф Гитлер
А. де Бенуа. Загадка Гитлера
К.Родзаевский в Википедии
А.Вонсяцкий в Википедии
Эмигрантский фашизм
Г.Тараданов. Азбука фашизма
А.Вонсяцкий. Записки монархиста
К.Родзаевский. Программа В.Ф.П.
К.Родзаевский. Завещание русского фашиста
И.Ильин. Национал-социализм
И.Ильин. О фашизме
А.Баркашов. Азбука русского националиста
А.Дугин. Третий путь
A.Дугин.Фашизм - безграничный
и красный

А.Дугин. Метафизика
национал-большевизма

Р.Перин. Психология национализма
salazar. Азбука славянских бритоголовых
"Убивать - природный закон"
(Манифест Урагана)
;
Дмитрий Нестеров. «СКИНЫ:
РУСЬ ПРОБУЖДАЕТСЯ»


ФАШИСТСКИЕ (НАЦИСТСКИЕ) ДВИЖЕНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ

ВФП/РФС Родзаевского (1931-1945)
ВФО Вонсяцкого(1933-42)
Легион "Верфольф"
РНЕ
Бритоголовые
ННП Иванова-Сухаревского
НДПР
Национал-социалистическая партия Руси (НСПР)
НСО Румянцева
Партия свободы
ПЗРК "Русь"
Русская воля
Русская цель С.Токмакова
НСД СС Дёмушкина
СПАС Н.Королева
Формат-18
White Power Front (сайт)
Национальный Авангард (сайт)

Cписки "врагов"
картинная галерея неизвестного
список Румянцева
"черный список национал-шовинистов"
список Попова
список Симонянца
список Курьяновича-1
список Курьяновича-2
"200 недрузей"
список Севастьянова (2006)
список Севастьянова (2004)
список "Жертвы Большой Игры"













Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту от ЯНДЕКСА :
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 


Владимир ПРИБЫЛОВСКИЙ

ФАШИЗМ И ПОГРАНИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
[неопубликованный текст 1998 года о фашизме/нацизме в России]

В современной науке существуют разные взгляды на объем и содержание термина "фашизм".

Среди западных историков и политологов довольно широко распространена точка зрения, что не существует и не существовало такого единого общественного или идеологического явления как "фашизм", а было несколько различных явлений: итальянский фашизм, германский национал-социализм, испанский фалангизм и т.д., которые можно поставить в один ряд со всеми другими политическими течениями двадцатого века: русским большевизмом, аргентинским перонизмом, французским голлизмом, шведским социализмом, но нет оснований выделять их в какую-то узкую общность, так как различий между любыми двумя системами окажется больше, чем сходства.

Есть и другой подход: фашизм - это некоторая группа типологически сходных и родственных идеологий, у которых внутренней общности больше, чем различий. Ее можно описать как единую идеологическую и политическую систему, отличную и от правоавторитарной, и от коммунистической, и от социал-демократической, и от либеральной, и от консервативной. При этом коммунизм и фашизм иногда объединяют - и не без оснований - в рамках понятия "тоталитаризм", подразделяемый в таком случае на два подварианта: фашизм - "правый" подвариант тоталитаризма, коммунизм - "левый", фашизм - националистическая версия тоталитаризма, коммунизм - космополитическая версия, интернационалистическая.

Наряду с этими двумя академическими подходами (из которых я лично склоняюсь ко второму), имеет место еще и третье - отчасти бытовое, отчасти пропагандистское представление о "фашизме": фашизм - это все, что нам не нравится, все "очень плохое". Соответственно, коммунисты именуют фашистами своих противников из либерального или националистического лагерей, либералы - коммунистов и националистов, националисты - либералов. (В европейских языках русскому ругательству "фашист" полным аналогом является слово "наци").

В современной российской публицистике, к сожалению, преобладает именно третий подход. Либерально ориентированные авторы постоянно ставят клеймо "фашизм" или "нацизм" на любых русских этнических и имперских националистах.

Разумеется, фашистами почти непременно именуют антисемитов (между тем, антисемитизм - гораздо древнее фашизма, и если римский император Нерон или российский император Александр III были антисемитами, то это не значит, что они были фашистами).

В России существует более ста политических организаций этнократического или империалистического толка, наиболее частым самоназванием которых является "национал-патриоты". Большинство этих организаций можно охарактеризовать как "праворадикальные", но некоторые из них настаивают на своей "левой" идентичности (например, Державная партия Терехова или лимоновское крыло Национал-большевистской партии Лимонова-Дугина).

Вышесказанное, однако, не означает, что фашизма (в академическом значении этого слова) в России как идеологии или политического течения не существует. Он существует. Из сотни национал-патриотических право-радикальных организаций что-то около 15-ти или 20 вполне можно охарактеризовать как фашистские или, по крайней мере, околофашистские. Из этих 15-20 примерно 10-12 сами согласны с тем, что они фашисты. Тут бывают вариации: Виктор Якушев (фюрер Национал-социального союза), сидящий сейчас по обвинению в рэкете, называл себя просто фашистом; Дмитрий Васильев (воевода Национально-патриотического фронта "Память") - православным монархо-фашистом; Александр Баркашов (вождь "Русского Национального Единства") - нацистом ("Я не фашист, я - национал-социалист").

Что такое исторический фашизм, если обобщить основные черты сходства в идеологии и практике Муссолини, Гитлера, Салазара, раннего Франко и их менее известных или менее удачливых (в смысле прихода к власти) аналогов?

1)Этнический национализм, носящий мистический характер; национальный солидаризм.

2)Агрессивная расово-этническая ксенофобия (антисемитизм - частный, хотя и самый распространенный случай такой ксенофобии).

3)Вера в государство, мистический этатизм (сам Муссолини именно это назвал "тоталитаризмом").

4)Вера в конструктивные возможности политического насилия; идея "консервативной революции".

5)Идея расширения "жизненного пространства" нации, внешнеполитический экспансионизм, империализм.

6)Вера в вождя, радикальный авторитаризм.

7)Социальный патернализм.

8)Корпоративизм; стремление законодательно закрепить структурирование общества по профессионально-корпоративному признаку.

9)Ориентация на "традиционные ценности" (семья, религия, традиционная мораль).

10)Милитаризм.

11)Антипарламентаризм.

Строго говоря, определяющими являются первые четыре-пять признаков, остальные - производные от них или дополнительные.

Сочетание радикальных форм этнонационализма, расизма, этатизма и политического насилия как метода достижения цели уже дает фашизм.

Степень "накала", радикализм вышеперечисленных признаков и "симптомов" - очень важная вещь. Умеренность националистических или этатистских взглядов деятеля или организации уже исключает рассмотрение вопроса об их "фашизме".

Жириновский, например, не фашист (и никогда им не был - как бы не пугали им детей либералы в 1993 году, оправдывая свое пресмыкательство перед ельцинской номенклатурой) . На сегодняшний день лидер ЛДПР - радикальный этатист, можно сказать - империалист, но по остальным параметрам до фашизма он не дотягивает.

Геннадий Зюганов, далеко ушедший от коммунизма-марксизма (который, как известно, предполагает обязательный "пролетарский интернационализм"), все более и более тяготеет ко вполне буржуазному и окрашенному в квазирелигиозные тона национал-этатизму (в духе "Духовного наследия" Алексея Подберезкина, оседлавшего зюгановскую компартию). Но хотя заимствования в теоретических построениях Зюганова и Подберезкина из протонацистского мыслителя Карла Хаусхофера очевидны, обвинять КПРФ и Народно-патриотический союз России (НПСР) в национал-социализме (даже и с "человеческим лицом" Подберезкина) рановато: недостаточно радикальны. То же самое относится и к Конгрессу Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина - умеренный, тепло-хладный национализм, осторожно-пугливый империализм.

И более откровенные националистические и национал-империалистические течения (от Русского Национального собора Александра Стерлигова до "Державы" Александра Руцкого) являются несомненными противниками демократии. Но не стоит путать шакалов с драконами. Это другая идеология: чреватая не тоталитарной диктатурой Гитлера и Муссолини, а скорее хунтой афро-испано-латиноамериканского образца - авторитаризмом без больших претензий и с очень малыми возможностями.

Что касается политически слабой авторитарной диктатуры - типа современных африканских или латиноамериканских недавнего прошлого - то это вполне реальная для России (как страны третьего мира) перспектива. Только гораздо бОльшие шансы установить авторитарную диктатуру африканского типа имеют не маргиналы-националисты, а ельцинская космополитически-компрадорская бюрократия (например, ее "силовая" составляющая).

Собственно фашисты в России - это пока тем более маргиналы. Претензии у них бодливые, но рога не велики.

Это относится и к самой крупной и известной из организаций, откровенно опирающейся на наследие гитлеровской НСДАП - РНЕ Баркашова, не говоря уже о Народной Национальной партии (ННП) Иванова-Сухаревского (газета "Эра России" и журнал "Наследие предков"; оба издания под редакцией Владимира Попова), Русском Национальном союзе (РНС) Алексея Вдовина - Константина Касимовского (газета "Штурмовик", журнал "Нация"), "Союза Венедов" Виктора Безверхого и Евгения Соколова (газета "Родные просторы") или полураспавшемся "Национальном фронте" Ильи Лазаренко (газеты "Наш марш" и "Народный строй").

Столь же маргинальны и группы, попадающие под вышеназванный перечень признаков с некоторыми оговорками: дугинское крыло НБП (поклонники Гиммлера, Серрано и Эволы), Руская партия (вполне фашистская в петербургском варианте Николая Бондарика, но умеренная или замаскировнная под умеренность в московском варианте Владимира Милосердова), две конкурирующие Национально-республиканские партии (Лысенко - ориентация на Муссолини и Салазара; Беляева - скорее на Гитлера). Фашистской идеологией заражены банды скинхедов - бритоголовой расистской молодежи, терроризирующие в Москве и некоторых других городах студентов из африканских и азиатских стран (в России скинхедов меньше, чем в Германии, но в отличии от Германии их нападения не пресекаются правоохранительными органами и не наказываются).

Скорее пограничными с фашизмом, чем собственно фашистскими являются группы и издания, специализирующиеся на антисемитизме: "Русская Правда" Александра Аратова (Москва), "Черная Сотня" (газета и одноименная организация) Александра Штильмарка (Москва), "За Русское Дело" Олега Гусева (Санкт-Петербург) и "Наше Отечество" Евгения Щекатихина (Санкт-Петербург). Антисемитские материалы занимают в этих изданиях такое место, что другие нюансы идеологии трудно разглядеть.

Впрочем, "Черная Сотня" помимо антисемитизма отличается также монархизмом и православным фундаментализмом в самых архаичных формах и в этом смысле ближе к черносотенным организациям начала века, чем к фашизму. "Русская Правда" - напротив, антихристианская и проязыческая газета; то же самое можно сказать о газете "За Русское дело!". Полного набора признаков фашизма они не несут; в наличии имеются только два: радикальный этнонационализм и ксенофобия/антисемитизм - причем второй у них всех скорее на первом месте.

Маргинальность не означает безвредность. И Муссолини, и Гитлер, и Освальд Мосли начинали как маргиналы. Первые наделали бед в мировом масштабе, третий остался занимательной, но не очень важной страницей в многотомной английской истории.

Баркашов скорее всего не станет фюрером Российской Федерации, но влиятельные деятели уже пытались использовать его в своей крупной политической игре. И если попытка Руцкого-Хасбулатова в сентябре-октябре 1993 года использовать боевиков Баркашова как прямое орудие в борьбе за власть потерпела неудачу, то косвенное использование жупела РНЕ со стороны противоположного, президентского лагеря - как оправдание силовых действий - имело полный успех в общественном мнении.

Фашистские и околофашистские организации, даже не будучи сами по себе реальными претендентами на власть, отравляют общество идеологией насилия, вносят свой вклад в нарастание криминального хаоса, в "африканизацию" политики и экономики, способствуют выталкиванию страны с общечеловеческого (западного) пути на криминально-бюрократическую, авторитарно-олигархическую обочину.

Март 1998

[более пространная (но и более фактически устаревшая версия) опубликована в 1997 году в журнале "Диагноз" под названием "Типологическое древо фашизма"]

 

 

 


Библиотека не разделяет мнения авторов